Перед тем, как говорить о способах изучения рынка, необходимо понять смысл этого исследования, то есть, зачем и для достижения какой цели это проводится, для чего это вообще нужно фермеру. Кстати большинство фермеров так и работают по старинке без учета существующих реалий и без учета структуры и конъюнктуры рынка и таким фермерам гораздо сложнее добиваться успеха на современном рынке сельскохозяйственного производства.

Маркетинг и исследования рынка - дисциплина относительно новая, если учитывать то, что в бытность Советского Союза эта наука считалось абсолютно ненужной, поскольку в государстве не существовало индивидуумов и не существовало отдельных потребностей, так как все население страны представляло собой серую массу с обобщенными и усредненными потребностями. Вследствие этого существовал стандартный набор товаров и услуг очень низкого качества, который не мог обеспечить настоящие потребности людей.

Из вышеприведенного примера ясно, что маркетинг - дисциплина важная, и настоящего успеха можно добиться только в том случае, если вести собственное сельскохозяйственное производство с учетом существующих рыночных потребностей. Потребности рынка со временем изменяются и маркетинговые исследования помогут фермеру постоянно быть в курсе этих изменений для того, чтобы строить свои планы, основываясь на существующем спросе. Что это дает? Это дает наличие потребителя и рынков сбыта готовой продукции. А, как известно, для фермера вырастить урожай - полбеды, так как все это нужно продать и желательно по хорошей цене.

Давайте теперь от объяснений важности маркетинга и исследований рынка перейдем непосредственно к тем способам изучения, которыми сельхозпроизводители должны пользоваться.

Самый распространенный и точный метод изучения рынка – опросы. Существуют несколько способов проведения опросов – это собеседование, анкетирование и опросы по телефону. Проведение опросов может дать представление о том, какой продукт пользуется спросом , какие качественные характеристики продукции являются ценными для покупателя, а также помогает выяснить какой сервис необходим для того, чтобы покупатель обратился за приобретением сельхоз продукции именно в это фермерское хозяйство.

Следующий способ изучения рынка – это исследование статистических данных, которые формируют органы государственной статистики. Это очень полезный способ, но необходимо понимать, что он, несмотря на то, что статистика наука точная, имеет большие погрешности. Но изучение статистической информации, очень полезно с точки зрения определения собственных конкурентов и тенденции их развития.

Большую ценность представляет такой метод изучения рынка, как анализ внутренней документации фермерского хозяйства, сюда относятся юридические и бухгалтерские документы, в которых отражена продажа готовой продукции. Это изучение может помочь определить структуру внутреннего рынка, отследить тенденцию появления новых клиентов и потерю старых, а также благодаря этому методу можно получить массу других полезных данных, которые помогут руководителю фермерского хозяйства принимать правильные управленческие решения.