Тяжеловозы, или тяжелоупряжные породы лошадей много столетий использовались людьми для перевозки тяжелых грузов и сельхозработ. Большие, массивные, сильные и невозмутимые лошади были незаменимы в самых различных сферах экономики до тех пор, пока их не вытеснили автомобили и другие механизмы. Во всем мире имеется около трех десятков пород тяжелоупряжных лошадей. Мы расскажем о самых популярных породах, которые разводятся в России.

Русская тяжеловозная порода

Создание этой породы началось около ста лет назад путем скрещивания бельгийской породы тяжеловозов – арденов с различными породами. Таким образом, уже в 1952 году была официально зарегистрирована русская тяжеловозная порода. К тому времени ардены у себя на родине были поглощены крупной бельгийской рабочей лошадью.

Русские тяжеловозы имеют сухую легкую широколобую голову, мускулистую шею, широкую холку, которая переходит в длинную и широкую спину. Поясница у этих лошадей ровная, широкая и мускулистая. Круп широкий и раздвоенный, пах – короткий. Не слишком длинные, крепкие и сухие ноги имеют небольшую оброслость. В то же время, хвост и грива у этих лошадей густые и длинные. По размеру эта порода относится к группе мелких тяжеловозов.

Из мастей преобладают рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая, гнедо-чалая и бурая. Очень редко можно встретить вороного русского тяжеловоза.

Русские тяжеловозы отличаются высокой плодовитостью (выход жеребят составляет 80-85%) и большой долговечностью. Племенная служба у многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25 летнего возраста.

Имеют уравновешенный и энергичный темперамент, добрый нрав. Неприхотливы к еде и условиям содержания.

Советская тяжеловозная порода

Эта тяжелоупряжная порода была выведена путем скрещивания бельгийских лошадей брабансонов с местными упряжными лошадьми. Как и брабансон, советская тяжеловозная порода относится к группе крупных тяжеловозов.

Экстерьер советских тяжеловозов отличается головой среднего размера, короткой или средней длины мускулистой шеей. Низкая широкая холка переходит в широкую спину, которая иногда бывает мягкой. Поясница у этой породы широкая и ровная, круп свислый и раздвоенный, грудь широкая. Ноги сухие и крепкие, средней длины.

Масти преобладают рыжая и рыже-чалая. Несколько реже можно встретить гнедую и гнедо-чалую масти. Жеребцы в среднем имеют массу 781 кг, кобылы – 654 кг. Некоторые животные достигают массы 1000 кг.

Советские тяжеловозы отличаются хорошей скороспелостью - уже в возрасте 2,5-3 лет они в состоянии выполнять сельхозработы. С трех лет начинают выполнять воспроизводительную функцию.

Высокая скороспелость и большая масса удачно сочетаются с тем, что эта порода прекрасно обходится дешевыми объемистыми кормами. По этой причине советских тяжеловозов используют для улучшения мясных пород лошадей.

Владимирская тяжеловозная порода

Владимирские тяжеловозы были официально зарегистрированы как порода в 1946 году в результате племенной работы конных племенных хозяйств Владимирской и Ивановской областей. Эта порода лошадей была выведена в результате скрещивания местных лошадей с жеребцами клейдесдалей и шайров – английских пород тяжеловозов.

Непревзойденные качества лучших английских тяжеловозов в сочетании с выносливостью и приспособленностью к климатическим условиям местных лошадей привели к появлению владимирской тяжеловозной породы.

Экстерьер владимирских тяжеловозов отличается крупной длинной головой с выпуклым профилем; длинной мускулистой шеей; высокой и длинной холкой, которая переходит в широкую, часто несколько мягковатую спину. Круп у этих лошадей длинный, широкий и раздвоенный, наклон нормальный или немного свислый. Ноги сухие и длинные, часто имеют значительную оброслость. Имеют наклонность к развитию мокрецов.

Масть у владимирских тяжеловозов обычно гнедая. Несколько реже встречаются вороные или рыжие лошади с белыми отметинами на ногах и голове. Порода отличается энергичным темпераментом, размашистыми движениями в шаге или рыси. Прекрасно смотрятся в тройках.